Особенности FMCG-дистрибуции
Под FMCG-дистрибуцией понимается распространение и сбыт товаров повседневного потребления. К таким относятся: продукты питания, алкоголь, табачные изделия, косметические и хозяйственные средства для домашнего использования, медикаменты.
Товары FMCG сегмента характеризуются:
- высокими показателями оборота товаров;
- высоким уровнем процентных характеристик доходности методом количественного оборота продуктов;
- маленьким жизненным циклом товаров;
- ценовой доступностью для каждого покупателя;
- скоростью в принятии решения о покупке;
Благодаря своим характеристикам дистрибуция товаров FMCG продолжает быть выгодными и прибыльным видом бизнеса. Однако, несмотря на свою п
ривлекательность, дистрибьюторы этого направлении постоянно встречаются с рядом проблем, мешающих эффективно вести бизнес.
Проблемы управления и контроля дистрибуции FMCG сегмента
Эксперты классифицируют распространение и продажу товаров широкого потребления к непрямой многоуровневой дистрибуции. Это значит, что перед тем как попасть в корзину к конечному потребителю этот товар, оставив склад производителя, будет вояжить по звеньям дистрибьюторской цепочки, прежде чем попасть на полку магазина.
Разумеется, такой путь товара увеличивает нагрузку для управленцев дилерских компаний из-за невозможности масштабно охватить и контролировать все бизнес-процессы.
К проблемам, которые чаще всего становятся “тонким горлышком” в системе дистрибуторской деятельности относятся:
- отсутствие учета в единой управленческой системе;
- слабый контроль маршрута и работы торговых агентов;
- невозможность мониторинга логистики товаров на торговые точки;
- дебиторская задолженность;
- отсутствие возможности построения необходимых управленческих отчетов для топ-менеджмента;
Учитывая, что основная задача дистрибьютора перед производителем – полноценное обеспечение ассортиментом торговых полок каждой торговой точки 24/7, при наличии хотя бы одного из вышеперечисленных пунктов, достичь поставленной задачи и вести бизнес эффективно почти невозможно.
Системы автоматизации – инструмент для эффективного управления дистрибуции FMCG
Мы постепенно перешли к тому, что эффективное управление дистрибьюторской компанией FMCG достигается через контроль показателей на всех этапах распространение товаров по каналам сбыта. Реализация этой задачи при высокой конкуренции достигается путем внедрения автоматизированных систем управления.
Возможности, предоставляемые управленческими автоматизированными системами:
- Собирать и систематизировать данные в едином информационном поле
- Проводить аналитику данных в разрезе поставщиков, торговых точек, складских запасов, торговых представителей, брендов, регионов, маршрутов
- Контролировать остатки на складах и розничных магазинах, логистику товаров и транспорта, задолженность
- На основе аналитических данных принимать управленческие решения по прибыльности, убыточности тех или иных наименований продукции
- Ставить задачи отделу маркетинга по акциям и предложениям неходовых товаров, таким образом достигая поставленных планов производителем и выходить на более высокую маржинальность
- Контролировать складские запасы через анализ профицитных и дефицитных товаров
- Прогнозировать и планировать на основе реальных данных дальнейшую деятельность и управление дистрибуцией
Для автоматизации действий дистрибуции продуктов широкого потребления предлагаются уже готовые решения. Такие программы созданы на основе лучших практик автоматизации крупного и среднего бизнеса FMCG сегмента и обычно имеют готовый функционал, покрывающий все потребности дистрибьюторских компаний.